ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ
АНДРЕЕВА ЕЛЕНА АЛЕКСЕЕВНА
УТВЕРЖДЕНО
приказом № _1_ от «3» _июня_ 2025 г.
Индивидуальный предприниматель
________ / Андреева Е.А.
Дополнительная общеобразовательная программа -
дополнительная общеразвивающая программа
«РАЗВИВАЮЩАЯ ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ»
Форма обучения: очная
Трудоемкость: 66 часов
Адресат: дети 6-7 лет
Направленность программы: социально-гуманитарная
Разработчик:
Тимофеева Софья Андреевна
г. Барнаул 2025
СОДЕРЖАНИЕ
1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3
1.1 Актуальность образовательной программы 3
1.2 Педагогическая целесообразность 3
1.3 Отличительная особенность и новизна программы 3
1.4 Цель образовательной программы 4
1.5 Планируемые результаты обучения 4
2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ 6
2.1 Нормативно-правовые основания разработки программы 6
2.2 Категория обучающихся 6
2.3 Трудоемкость 6
2.4 Условия приема обучающихся 6
2.5 Режим обучения 6
2.6 Форма обучения 6
3 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 7
3.1 Учебный план 7
3.2 Календарный учебный график 9
3.3 Рабочая программа 11
4 ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ 21
4.1 Требования к уровню подготовки поступающего на обучение 21
4.2 Форма обучения 21
4.3 Режим занятий и организация учебного процесса 21
4.4 Материально-технические условия реализации программы 21
4.5 Требования к кадровым условиям реализации программы 22
4.6 Учебно-методическое обеспечение программы 22
5 ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 24
6 МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ 25
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа «Развивающая подготовка к школе» (далее – образовательная программа) направлена на удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном развитии, создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, подготовку детей дошкольного возраста к обучению в школе, удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.
Дополнительная общеобразовательная программа реализуются с учётом интересов обучающихся и с учетом профессионального потенциала педагогического коллектива, направлено на развитие индивидуальных возможностей и способностей обучающихся.
Направленность программы: социально-гуманитарная.
1.1. Актуальность образовательной программы
Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий (УУД), коммуникативными и речевыми компетенциями. Развитие потенциальных возможностей ребенка посредством овладения УУД, предложенными федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, составляет основу начального образования.
В связи с этим, создание предпосылок к школьному обучению является еще одной не менее важной целью программы.
1.2. Педагогическая целесообразность программы продиктована необходимостью всестороннего развития и подготовки к школе детей, посещающих и не посещающих дошкольные образовательные учреждения. Содержание учебных занятий направлено на выявление индивидуальных возможностей ребёнка, на развитие его интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы.
Занятия с детьми строятся на интегрированной основе с широким использованием игровых методов, что позволяет устранить разного рода перегрузки.
1.3. Отличительная особенность и новизна программы
Новизна программы заключается в комплексном содержании занятий. Программа предполагает использование современных технологий, позволяющих активизировать мыслительные процессы ребёнка, включить его в изменившуюся социальную среду и формировать интерес к школьной жизни.
Содержание материала подчиняется общедоступности, учитывает особенности психологии и физиологии современного дошкольника.
Отличительными особенностями является то, что основной задачей программа ставит задачу формирования потребности ребенка в познании, что является необходимым условием полноценного развития ребенка и играет неоценимую роль в формировании детской личности.
1.4. Цель реализации образовательной программы: подготовка детей дошкольного возраста к обучению в школе путем создания психолого-педагогических и социальных условий, позволяющих детям достичь определенного уровня интеллектуального и психолого-социального развития для успешного усвоения программы начальной школы.
1.5. Планируемые результаты обучения
Программа включает 2 модуля:
- Обучение грамоте и развитие речи;
- Формирование математических представлений.
В ходе освоения программы обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные УУД: мотивационные и коммуникативные, формирование Я-концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к школьному обучению.
Метапредметные результаты.
Познавательные УУД: знаково-символическое моделирование и преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии; самостоятельный выбор способов задач в зависимости от конкретных условий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
Регулятивные УУД: осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Коммуникативные УУД: овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками; ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы.
Предметные результаты:
По модулю «Обучение грамоте и развитие речи»:
• знать буквы русского алфавита;
• печатать (писать) буквы русского алфавита;
• различать и использовать в речи термины «звук» - «буква»;
• определять место звука в слове (в начале, в середине и в конце);
• различать гласные, согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки
• пользоваться графическим обозначением звуков (гласные – красный квадрат, твердые согласные – синий квадрат, мягкие согласные – зеленый квадрат);
• соотносить звук и букву;
• определять ударный слог, ударную гласную и обозначать соответствующим значком (´);
• проводить звукобуквенный анализ слов;
• читать слова, слоги, предложения;
• составлять и понимать схему предложения.
По модулю «Формирование математических представлений» к концу программы обучающийся должен уметь:
• выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей;
• объединять группы предметов по признакам, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между целым и частью;
• находить части целого и целое по известным частям;
• сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар, уравнивать их двумя способами,
• считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными;
• сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 10 и устанавливать, насколько одно число больше или меньше другого;
• называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа;
• определять состав чисел первого десятка на основе предметных действий;
• соотносить цифру с количеством предметов;
• измерять длину предметов, располагать предметы в порядке увеличения или уменьшения их длины, высоты, ширины;
• узнавать и называть квадрат, прямоугольник, треугольник, круг; находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме;
• разбивать фигуры на несколько частей и составлять целые фигуры из их частей;
• выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе клетчатой бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине);
• называть части суток, последовательность дней недели, месяцев в году.
• использовать числовой отрезок для присчитывания и отсчитывания одной и нескольких единиц
• записывать сложение и вычитание с помощью знаков +, -, =.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
2.1. Нормативно-правовые основания разработки программы
Настоящая дополнительная общеразвивающая программа разработана в соответствии с п.9 ст. 2, ст. 12, ст. 75 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании), приказом Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», приказом Минтруда России от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
2.2. Категория обучающихся
Программа реализуется для детей 6-7 лет.
2.3. Трудоемкость образовательной программы составляет 66 часов.
2.4. Условия приема обучающихся
Прием осуществляется без предъявления требований к уровню образования обучающихся.
Порядок приема регламентируется локальным нормативным актом.
2.5. Режим обучения
Программа рассчитана на один год обучения, по два академических часа в неделю.
2.6. Форма обучения: очная.
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3.1. Учебный план*
№ п.п. Наименование учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) Объем дополнительной общеобразовательной программы в академических часах
Всего, час. Занятие
(включает теоретические и практические занятия)
1 Обучение грамоте и развитие речи 33 33
1.1 Речь. Предложение. Скоро в школу. 1 1
1.2 Деление слов на слоги 1 1
1.3 Ударение 1 1
1.4 Звуки и буквы 1 1
1.5 Азбука. Алфавит 1 1
1.6 Гласные звуки и буквы. От зернышка до каравая 1 1
1.7 Деление слов на слоги. Ударные и безударные гласные 1 1
1.8 Согласные звуки и буквы 1 1
1.9 Твердые и мягкие согласные. День города 1 1
1.10 Звонкие и глухие согласные 1 1
1.11 Звуковой анализ слова. Деление слова на слоги. Ударение 1 1
1.12 Слова, которые называют предметы 1 1
1.13 Слова, которые называют действия предметов 1 1
1.14 Слова, которые называют признаки предметов 1 1
1.15 Отдельные звуки и буквы 19 19
2 Формирование математических представлений 33 33
2.1 Счет предметов. Ориентировка в пространстве: слева, справа; вверх, внизу 1 1
2.2 Сравнение предметов. Понятия больше, меньше, столько же. Знаки больше, меньше и равно (>, <, =) 1 1
2.3 Пространственные и временный отношения «раньше-позже», «сначала-потом», «стоять перед», «находиться между», «следовать за» 1 1
1.4 Счет. Сравнение групп предметов. На сколько больше (меньше). Пространственные и временный отношения. Закрепление умений 1 1
2.5 Числа 6 6
2.6 Геометрические фигуры 3 3
2.7 Закрепление знаний 2 2
2.8 Математические знаки. Десяток 1 1
2.9 Начальные геометрические понятия. Точка. Прямая линия, луч, отрезок ломаная и кривая линия 1 1
2.10 Сантиметр 1 1
2.11 Ориентация в пространстве и на плоскости 1 1
2.12 Угол. Виды углов. 1 1
2.13 Сравнение геометрических фигур и объёмных тел 1 1
2.14 Порядковый счет 1 1
2.15 Решение задач. Ориентировка по плану 1 1
2.16 Время 1 1
2.17 Дни недели 1 1
2.18 Литр 1 1
2.19 Деньги 1 1
2.20 Килограмм 1 1
2.21 Сравнение чисел. Решение задач. Геометрические фигуры 1 1
2.22 Закрепление знаний 2 2
2.23 Повторение пройденного 2 2
Итого 66 66
* Промежуточная аттестация обучающихся по программе не осуществляется.
3.2. Календарный учебный график
№ п.п. Наименование учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) Количество часов Период обучения/недели
1 Обучение грамоте и развитие речи 33 Х
1.1 Речь. Предложение. Скоро нам в школу. 1 1 неделя обучения
1.2 Деление слов на слоги 1 1 неделя обучения
1.3 Ударение 1 2 неделя обучения
1.4 Звуки и буквы 1 2 неделя обучения
1.5 Азбука. Алфавит 1 3 неделя обучения
1.6 Гласные звуки и буквы. От зернышка до каравая 1 3 неделя обучения
1.7 Деление слов на слоги. Ударные и безударные гласные 1 4 неделя обучения
1.8 Согласные звуки и буквы 1 4 неделя обучения
1.9 Твердые и мягкие согласные. День города 1 5 неделя обучения
1.10 Звонкие и глухие согласные 1 5 неделя обучения
1.11 Звуковой анализ слова. Деление слова на слоги. Ударение 1 6 неделя обучения
1.12 Слова, которые называют предметы 1 6 неделя обучения
1.13 Слова, которые называют действия предметов 1 7 неделя обучения
1.14 Слова, которые называют признаки предметов 1 7 неделя обучения
1.15 Отдельные звуки и буквы 19 8-17 неделя обучения
2 Формирование математических представлений 33 Х
2.1 Счет предметов. Ориентировка в пространстве: слева, справа; вверх, внизу 1 17 неделя обучения
2.2 Сравнение предметов. Понятия больше, меньше, столько же. Знаки больше, меньше и равно (>, <, =) 1 18 неделя обучения
2.3 Пространственные и временный отношения «раньше-позже», «сначала-потом», «стоять перед», «находиться между», «следовать за» 1 18 неделя обучения
1.4 Счет. Сравнение групп предметов. На сколько больше (меньше). Пространственные и временный отношения. Закрепление умений 1 19 неделя обучения
2.5 Числа 6 19-22 неделя обучения
2.6 Геометрические фигуры 3 22-23 неделя обучения
2.7 Закрепление знаний 2 24 неделя обучения
2.8 Математические знаки. Десяток 1 25 неделя обучения
2.9 Начальные геометрические понятия. Точка. Прямая линия, луч, отрезок ломаная и кривая линия 1 25 неделя обучения
2.10 Сантиметр 1 26 неделя обучения
2.11 Ориентация в пространстве и на плоскости 1 26 неделя обучения
2.12 Угол. Виды углов. 1 27 неделя обучения
2.13 Сравнение геометрических фигур и объёмных тел 1 27 неделя обучения
2.14 Порядковый счет 1 28 неделя обучения
2.15 Решение задач. Ориентировка по плану 1 28 неделя обучения
2.16 Время 1 29 неделя обучения
2.17 Дни недели 1 29 неделя обучения
2.18 Литр 1 30 неделя обучения
2.19 Деньги 1 30 неделя обучения
2.20 Килограмм 1 31 неделя обучения
2.21 Сравнение чисел. Решение задач. Геометрические фигуры 1 31 неделя обучения
2.22 Закрепление знаний 2 32 неделя обучения
2.23 Повторение пройденного 2 33 неделя обучения
Итого 66 33 недели обучения
3.3. Рабочая программа
Модуль: Обучение грамоте и развитие речи
Содержание занятий
№
п/п Тема занятия Содержание
Дисциплина «Речь. Предложение. Скоро нам в школу»
1. Речь. Предложение.
Скоро нам в школу Познакомить детей с понятием «речь», функциями и видами речи; учить отвечать на вопросы, составляя полную фразу; развивать способность к самостоятельным выводам.
Дать понятие о предложении, его признаках, учить пересказу по опорной схеме, познакомить со схемой предложения; тренировать в составлении простых предложений по картине.
Дисциплина «Деление слов на слоги»
2. Деление слов на слоги Дать представление детям о слоге, как части слова;
формировать умение делить слова на слоги на слух, при помощи хлопков.
Дисциплина «Ударение»
3. Ударение Закреплять умения детей делить слово на слоги, определять количество слогов; сформировать у детей представления о словесном ударении и его роли в русском языке; дать понятие об его смыслоразличительной функции; ознакомить детей с основными свойствами словесного ударения – разноместностью и подвижностью; подготовить речевую базу детей к усвоению грамматических понятий (ударный звук, ударный слог) развивать слуховое внимание, фонематический слух.
Дисциплина «Звуки и буквы»
4. Звуки и буквы Познакомить с понятиями и показать отличие – «звук», “буква”, расширять словарный запас детей
Дисциплина «Азбука. Алфавит»
5. Азбука. Алфавит Познакомить детей с русским алфавитом; закреплять умения делить слова на слоги, определять место ударения в слове
Дисциплина «Гласные звуки и буквы. От зернышка до каравая»
6. Гласные звуки и буквы. От зернышка до каравая Дать детям понятие о гласных звуках и их обозначении на письме; уточнять и закреплять артикуляцию гласных звуков; учить выделять гласный звук в начале, середине, конце слова; закрепить понятие о слогообразующей роли гласных; показать смыслоразличительную роль гласных; учить анализу и синтезу слов; развивать фонематическое восприятие, внимание, память; воспитывать наблюдательность к языковым явлениям.
Дисциплина «Деление слов на слоги. Ударные и безударные гласные»
7. Деление слов на слоги. Ударные и безударные гласные Уточнить и систематизировать знания детей об ударении, ударных и безударных слогов; сформировать представление о смыслоразличительной Рабочие тетради. Демонстрационный материал: интерактивная презентация роли ударения в словах.
Дисциплина «Согласные звуки и буквы»
8. Согласные звуки и буквы Дать детям понятие о согласных звуках и их обозначении на письме; уточнять и закреплять артикуляцию согласных звуков; учить выделять согласный звук в начале, середине, конце слова; учить анализу и синтезу слов, развивать фонематическое восприятие, внимание, память; воспитывать наблюдательность к языковым явлениям.
Дисциплина «Твердые и мягкие согласные»
9. Твердые и мягкие согласные. Дать понятие о твердых и мягких согласных звуках; развивать фонематические процессы, внимание, память, мышление; учить дифференцировать твердые и мягкие согласные на слух и по кинестетическим ощущениям; дать понятие о том, что одна буква может обозначать два звука.
Дисциплина «Звонкие и глухие согласные»
10. Звонкие и глухие согласные Познакомить детей с понятием звонкий и глухой согласный звук, научить различать звонкие и глухие согласные звуки тактильно и на слух, развивать фонематические процессы, память, мышление.
Дисциплина «Звуковой анализ слова. Деление слова на слоги. Ударение»
11. Звуковой анализ слова. Деление слова на слоги. Ударение Учить выполнять звуко-буквенный анализ слов.
Дисциплина «Слова, которые называют предметы»
12. Слова, которые называют предметы Дать понятие о словах, называющих предметы; уточнить представление об одушевленных и неодушевленных предметах; учить ставить к словам вопросы кто?, что?
Дисциплина «Слова, которые называют действия предметов»
13. Слова, которые называют действия предметов Познакомить детей со словами, называющие действия предметов; развивать словарный запас, речь, коммуникативные навыки
Дисциплина «Слова, которые называют признаки предметов»
14. Слова, которые называют признаки предметов Дать понятие о словах, называющих признаки предмета; научить с помощью вопросов: какая? какое? какой? какие? распознавать слова, называющие признаки предметов среди других слов, называющих предметы и действия предметов; упражнять в согласовании имен прилагательных с именами существительными; развивать речь детей, совершенствовать умения составлять связанный рассказ.
Дисциплина «Отдельные звуки и буквы»
15. Звук и буква «А» Познакомить с буквой, обозначающей звук [а], учить находить в словах букву А, звук [а];
развивать фонематический слух, внимание, ормировать умение рассказывать; продолжить работу над слого-звуковым анализом слова.
16. Звук и буква «О» Gознакомить детей со звуком [о], буквой Оо и её употреблением в речи; учить выделять из слов гласный звук о, узнавать графический образ этой буквы; развивать фонематический слух, внимание, логическое мышление и речь детей.
17. Звук и буква «У» Познакомить с буквой, обозначающей звук [у],
учить находить в словах букву У, звук [у]; закрепить графический образ буквы; учить выделять звук [у] в словах; закреплять умения отличать звук [у] от других гласных звуков.
18. Звук и буква «Ы» Уточнить и закрепить знания о звуке и букве ы;
закрепить графический образ буквы ы.
19. Звук и буква «М». Чтение слогов, слов Учиться отличать звуки [м] и [м'] и букву, которая их обозначает, от других звуков и букв;
закрепить знания детей о согласных звуках и буквах; учиться различать звуки по артикуляции, отличать звуки и букву, которая их обозначает, развивать фонематический слух, внимание, логическое мышление, память, мелкую моторику.
20. Звук и буква «Л». Чтение слогов и слов Создавать условия для формирования умений выделять из звуковой модели звук [л], [л'] и обозначать его буквой Лл; закрепить знания детей о согласных звуках и буквах; учиться различать звуки по артикуляции, отличать звуки и букву, которая их обозначает; развивать фонематический слух, внимание, логическое мышление, память, мелкую моторику, связанную речь, навыки составления рассказа по картинному плану.
21. Звук и буква «Н». Чтение слогов. Написание и чтение слогов Формировать умение дифференцировать звуки [н] и [н'] и находить их место в слове, дифференциация звуков [н] и [н']; развивать слуховую и зрительную память, логическое мышления; закреплять умение определять позицию заданного звука в слове; развитие зрительного восприятия; развитие фонематического слуха.
22. Звук и буква «Р». Чтение слогов слов Познакомить с особенностями произношения звуков [р], [р']; учить отличать звуки [р] и [р'] и букву, которая их обозначает, от других звуков и букв.
23 Буква и звук Й Познакомить с новым согласным звуком [й'] и буквой Й, й; учить слышать новый звук в речи, выделяя его в словах; развивать речь, фонематический слух, память, мышление, речь, воображение.
24. Буква «Я». Чтение слогов, слов и предложений Познакомить с гласной буквой Я, обозначающей два звука. Раскрыть роль буквы Я – показателя мягкости согласных звуков. Развивать фонематический слух, речь, логическое мышление, внимание
25. Буква «Ю». Чтение слогов, слов Познакомить детей с гласной буквой Ю; учиться находить букву Ю и читать слоги и слова с новой буквой, графически обозначать звуки, которые она даёт, расширять словарный запас; уточнить представление учащихся о способах обозначения буквами Ю, Я двух звуков в начале слова и после гласных, мягкости согласных;
26. Буква «Е». Чтение слогов, слов. Составление предложений Познакомить с гласными буквами Е и Ë;
сформировать четкое представление о том, что буквы Е и Ё в начале слова, после гласного обозначают два звука [й'э] и [й'о]; развивать фонематический слух: упражнять в слогозвуковом анализе слов, в выделении изучаемых звуков в словах, их артикулировании и характеристиках;
развивать речевую и мыслительную деятельность.
27. Звук и буква «Ё». Чтение слогов, слов.
28. Звук и буква «И». Чтение слогов, слов Обобщить и расширить знания детей о гласных звуках, о звуке и букве И, об ее роли при смягчении предыдущего согласного; закрепить графический образ буквы; учить выделять звук из состава слова, определять место звука в слове; закреплять умения в составлении предложений и ролью союза и.
29. Звук и буква «Э». Чтение слогов, слов Познакомить детей со звуком [э]; закрепить графический образ буквы Э; упражнять в определении места звука [э], в словах, в проговаривании слов сложной слоговой структуры; учить определять самое короткое и самое длинное слово; развивать фонематический слух, память, внимание детей
30. Звуки Г-К, К-КЬ, Г- ГЬ. Буквы Г,К. Чтение слогов, составление и условная запись предложения Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие, уточнить артикуляцию звука [г], [г'] и [к], [к']; формировать умение дифференцировать звуки в слогах, [г], [г'] и [к], [к']; в словах; делить слова на слоги; преобразовывать слоги, продолжать учить детей выполнять звуковой анализ и синтез слов, учить находить в словах место этих звуков, различать звуки по твердости-мягкости, звонкости-глухости, закрепить графический образы букв.
31. Звуки Д-Т,Д-ДЬ, . Буквы Д,Т. Чтение слогов, слов и предложений Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие, уточнить артикуляцию звука [д], [д'] и [т], [т']; формировать умение дифференцировать звуки в слогах, [д], [д'] и [т], [т']; в словах; делить слова на слоги; преобразовывать слоги, продолжать учить детей выполнять звуковой анализ и синтез слов, учить находить в словах место этих звуков, различать звуки по твердости-мягкости, звонкости-глухости, закрепить графический образы букв.
32. Звуки В-Ф, В-ВЬ, Ф- ФЬ. Буквы В,Ф. Чтение слогов, предложений Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие, уточнить артикуляцию звука [в], [в'] и [ф], [ф']; формировать умение дифференцировать звуки в слогах, [в], [в'] и [ф], [ф']; в словах; делить слова на слоги; преобразовывать слоги, продолжать учить детей выполнять звуковой анализ и синтез слов, учить находить в словах место этих звуков, различать звуки по твердости-мягкости, звонкости-глухости, закрепить графический образы букв.
33. Звуки З-С, З-ЗЬ, С-СЬ. Буквы З,С, Чтение слогов, слов, предложений Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие, уточнить артикуляцию звука [з], [з'] и [с], [с']; формировать умение дифференцировать звуки в слогах, [з], [з'] и [с], [с']; в словах; делить слова на слоги; преобразовывать слоги, продолжать учить детей выполнять звуковой анализ и синтез слов, учить находить в словах место этих звуков, различать звуки по твердости-мягкости, звонкости-глухости, закрепить графический образы букв.
34. Звуки Б-П, Б-БЬ, П- ПЬ. Буквы Б-П. Чтение слогов, слов и предложений Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие,
уточнить артикуляцию звука [б], [б'] и [п], [п']; формировать умение дифференцировать звуки в слогах, [б], [б'] и [п], [п']; в словах; делить слова на слоги; преобразовывать слоги, продолжать учить детей выполнять звуковой анализ и синтез слов, учить находить в словах место этих звуков, различать звуки по твердости-мягкости, звонкости-глухости, закрепить графический образы букв.
35. Буква Х. Звуки Х-ХЬ. Чтение слогов, слов и предложений Познакомить с особенностями произношения звуков [х], [х']; учить отличать звуки [х] и [х'] и букву, которая их обозначает, от других звуков и букв; закрепить знания детей о согласных звуках и буквах; учить различать звуки по артикуляции, развивать фонематический слух, внимание, логическое мышление, память, мелкую моторику.
36. Звуки и буквы Ж-Ш. Чтение слогов познакомить с особенностями произношения звуков [ж] и [ш]; учить отличать звуки [ж] и [ш] и буквы, которые их обозначают, от других звуков и букв;
совершенствовать фонематическое восприятия и слуха, учить различать на слух и отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки [ж] и [ш]; развивать навыки звукового и слогового анализа и синтеза (определение места звука в слове и определение количества слогов (частей) в слове, ударного слога); совершенствовать фонематические процессы (слух, восприятие, представление); познакомить с правилом: жи, ши, пиши с гласной буквой и; закреплять умение видеть, слышать и применять правило на практике.
37. Звуки и буквы Ч и Щ. Чтение слогов, слов познакомить с особенностями произношения звука [ч'];
учить отличать звук [ч'] и букву, которая его обозначает, от других звуков и букв; закрепить знания детей о согласных звуках и буквах; развивать фонематический слух, внимание, логическое мышление, память, мелкую моторику; познакомить с правилом правописания сочетаний ча, чу; закреплять умение видеть, слышать и применять правило на практике. Познакомить с особенностями произношения звука [щ']; учить отличать звук [щ'] и букву, которая его обозначает, от других звуков и букв; закрепить знания детей о согласных звуках и буквах; развивать фонематический слух, внимание, логическое мышление, память, мелкую моторику; познакомить с правилом правописания сочетаний ща, щу; закреплять умение видеть, слышать и применять правило на практике;
38. Звук и буква «Ц». Чтение слогов, слов Познакомить с особенностями произношения звука [ц];
учить отличать звук [ц] и букву, которая его обозначает, от других звуков и букв; закрепить знания детей о согласных звуках и буквах развивать фонематический слух, внимание, логическое мышление, память, мелкую моторику.
39. Буква Ь. Чтение слов и стихотворных текстов Познакомить с буквой Ь (мягкий знак); раскрыть значение мягкого знака для обозначения мягкости согласных в конце и в середине слова; закреплять умения проводить звуко-буквенный анализ слова.
40. Буква Ъ. Чтение слогов, стихотворных текстов Познакомить учащихся с буквой твердый знак; определить роль твердого знака в словах; развивать умения распознавать слова с твердым знаком.
Модуль: Формирование математических представлений
Содержание занятий
№
п/п Тема занятия Содержание
Дисциплина «Счет предметов. Ориентировка в пространстве: слева, справа; вверх, внизу»
1. Счет предметов. Ориентировка в пространстве: слева, справа; вверх, внизу Выявить умения детей вести счет предметов;
совершенствовать навыки счета предметов;
закрепить умения считать предметы по представлению, ориентироваться в пространстве, воспроизводить понятия «вверху», «внизу», «слева», «справа».
Дисциплина «Сравнение предметов. Понятия больше, меньше, столько же. Знаки больше, меньше и равно ( >, <, =)»
2. Сравнение предметов. Понятия больше, меньше, столько же. Знаки больше, меньше и равно ( >, <, =) Продолжать устанавливать соответствие между цифрой и количеством предметов; закреплять умения сравнивать предметы по различным признакам на основе анализа и синтеза. Закреплять умение учащихся сравнивать и уравнивать группы предметов; «записывать» при помощи знаков>, < или =, читать «записи»
Дисциплина «Пространственные и временный отношения «раньше-позже», «сначала-потом», «стоять перед», «находиться между», «следовать за»
3. Пространственные и временный отношения «раньше-позже», «сначала-потом», «стоять перед», «находиться между», «следовать за» Уточнять и формировать отношения: «раньше - позже», «сначала - потом», «стоять перед», «находиться между», «следовать за»; формировать понятие порядкового значения числа (порядковый номер предмета зависит от порядка, в котором проводится счет предметов).
Дисциплина «Счет. Сравнение групп предметов. На сколько больше (меньше). Пространственные и временный отношения. Закрепление умений»
4. Счет. Сравнение групп предметов. На сколько больше (меньше). Пространственные и временный отношения. Закрепление умений Закрепить ранее полученные навыки
Дисциплина «Числа»
5. Понятие много – один. Число и цифра 1 Закрепить понятие: один-много; создать условия для знакомства детей с числом 1 и цифрой 1; упражнять детей в написании цифры 1
6. Числа 1 и 2. Письмо цифры 2. Пара Повторить и закрепить с детьми умения находить цифру 2 в окружающей обстановке; изучить число два, его состав, получение присчитыванием одного к числу один; закреплять умение писать цифру 2
7. Число 3. Письмо цифры 3 Познакомить детей с образованием числа 3; познакомить с цифрой 3 и научить правильно соотносить цифры с числом предметов; научить писать цифру 3; закрепить знания о свойствах геометрических фигур (треугольник)
8. Число 4. Письмо цифры 4 Познакомить детей с образованием числа 4 и соответствующей цифрой; учить правильно соотносить цифры с числом предметов; учить писать цифру 4; закрепить знания о свойствах геометрических фигур (четырехугольники).
9. Число 5. Письмо цифры 5 Познакомить детей с образованием числа 5 и соответствующей цифрой; учить правильно соотносить цифры с числом предметов; учить писать цифру 5; закрепить знания о свойствах геометрических фигур (пятиугольник, звезда).
10. Число 6. Письмо цифры 6 Познакомить детей с образованием числа 6 и соответствующей цифрой; учить правильно соотносить цифры с числом предметов; учить писать цифру 6; закрепить знания о свойствах геометрических фигур (шестиугольник).
11. Число 7. Письмо цифры 7 Познакомить детей с образованием числа 7 и соответствующей цифрой; учить правильно соотносить цифры с числом предметов; учить писать цифру 7.
Число 8. Письмо цифры 8 Сформировать представление о числе 8 как количественном свойстве групп из 8 предметов;
повторить состав чисел 5-7; учить писать цифру 8;
закрепить знания о свойствах геометрических фигур (восьмиугольник).
Число 9. Письмо цифры 9 Познакомить с числом и цифрой 9, составом числа 9;
закреплять навыки счёта в пределах 9.
Число 0 Познакомить с числом и цифрой 0, формировать пространственные и временные представления, умение ориентироваться в пространстве и на плоскости, совершенствовать навыки счёта: количественного и порядкового, закреплять знания цифр и умение соотносить количество предметов и цифры.
Число 10 Формировать у детей представления о числе 10 и познакомить с записью числа 10; закрепить знание состава числа 10; совершенствовать умения выполнять задания, требующие знание состава числа 10.
Дисциплина «Геометрические фигуры»
Круг. Окружность. Сборка из частей целого. Понятия: внутри, вне, на стороне Формировать представление об окружности и её элементах (центре), умение строить окружности с помощью циркуля, тренировать вычислительный навык, умение решать текстовые задачи.
12. Квадрат. Сборка из целого и частей. Понятия: пересекаются, не пересекаются. Познакомить детей на предметной основе с квадратом, закрепить известные детям сведения о геометрических фигурах, закрепить счет в пределах 7, умение соотносить цифры 1-7 с количеством, формировать умения находить признаки сходства и различия предметов, способствовать развитию у детей мыслительных процессов: памяти, мышления, воображения.
13. Треугольник.
Повторить и закрепить представления о том, какая фигура называется треугольником, развивать устойчивость внимания, логическое мышление, сообразительность, память, умение классифицировать и обобщать треугольники по различным признакам (цвет, величина, форма), развивать умение узнавать в окружающих предметах формы знакомых геометрических фигур.
Прямоугольник. Ориентация в пространстве и на плоскости Познакомить детей с прямоугольником, учить различать прямоугольник, квадрат, треугольник.
Овал Познакомить с овалом и его свойствами, закрепить умения распознавать геометрические фигуры, называть их свойства и находить их в предметах окружающей обстановки.
Дисциплина «Закрепление знаний»
14. Закрепление знаний Продолжить работу над нумерацией чисел 1-10;
закрепить знания учащихся о составе чисел 2-10;
развивать внимание, память, мышление, пространственную ориентацию.
Закрепить у учащихся знания состава чисел, навык прямого и обратного счёта в пределах 10, умение ориентироваться в ряду чисел, навык устного счёта, сложения и вычитания в пределах 10, совершенствовать умение решать задачи, уточнить представления о величине предметов, умение сравнивать предметы по разным признакам (длине, ширине, толщине, высоте, глубине и т.п.).
Дисциплина «Математические знаки. Десяток»
16. Математические знаки. Десяток Сформировать понятие "десяток", способность к счету десятками, их сложению и вычитанию, закрепить знание состава числа 10, счета в пределах 10, работать над умением проводить самостоятельный анализ задач.
Дисциплина «Начальные геометрические понятия. Точка. Прямая линия, луч, отрезок ломаная и кривая линия»
17. Начальные геометрические понятия. Точка. Прямая линия, луч, отрезок ломаная и кривая линия. Познакомить детей с простейшими геометрическими понятиями: прямая линия, луч, отрезок, ломаная и кривая линия;
учить рисовать точки, волнистые линии, чертить отрезки и прямые с помощью линейки.
Дисциплина «Сантиметр»
18. Сантиметр Познакомить детей с понятиями: величина, измерение величин, единица измерения (мерка), установить общий принцип измерения длин отрезков; познакомить с различными единицами измерения длины (шаг, локоть, сантиметр и т.д.); установить зависимость между результатами измерения величины и меркой; учить практически измерять длину, и записывать результаты измерений; учить чертить отрезки.
Дисциплина «Ориентация в пространстве и на плоскости»
19. Ориентация в пространстве и на плоскости Закреплять умение ориентироваться в расположении частей своего тела, уточнять и закреплять пространственные представления детей («на», «над», «под»), уточнять и обобщать понятия «слева», «справа», «посередине», закреплять умение определять свое место среди окружающих людей, формировать умение ориентироваться на ограниченной поверхности (лист бумаги, учебная доска).
Дисциплина «Угол. Виды углов»
20. Угол. Виды углов Познакомить детей с понятиями: «угол», «виды углов»;
учить построению различных видов углов с помощью линейки; учить детей различать углы, и находить нужный среди других углов.
Дисциплина «Сравнение геометрических фигур и объёмных тел»
21. Сравнение геометрических фигур и объёмных тел Расширить знания детей о геометрических фигурах, усвоить понятия плоские и объёмные фигуры, научиться сравнивать фигуры, находить плоские и объёмные фигуры в окружающей действительности.
Дисциплина «Порядковый счет»
22. Порядковый счет Закрепление порядкового и количественного счета в пределах 10, закреплять вычислительные навыки в увеличении и уменьшении числа в пределах 10, умения составлять и решать простые арифметические задачи с помощью символов, закреплять умение детей ориентироваться в пространстве; в составлении числа из двух наименьших чисел.
Дисциплина «Решение задач. Ориентировка по плану»
23. Решение задач. Ориентировка по плану Закреплять умения решать арифметические задачи, записывать решение с помощью цифр и знаков, продолжать учить понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;
- формировать навык самоконтроля и самооценки
Дисциплина «Время»
24. Время Познакомить с единицами (мерами) измерения времени – часом, минутой, секундой; учить узнавать время по часам.
Дисциплина «Дни недели»
25. Дни недели Закрепить знания детей о днях недели и их последовательности, дать понятие, что семь суток составляют неделю, и каждый день имеет свое название,
дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости. Развивать «чувство времени», умение беречь время, регулировать свою деятельность в соответствии со временем.
Дисциплина «Литр»
26. Литр Познакомить детей с новой величиной – вместимостью и единицей ее измерения - литр; создать условия для открытия детьми нового для них понятия «вместимость»; дать первоначальные сведения о способе сравнения предметов по вместимости; учить детей формулировать проблему, выдвигать гипотезы и находить правильное решение; содействовать развитию у детей умений наблюдать.
Дисциплина «Деньги»
27. Деньги Сформировать представление о деньгах; познакомить детей с историей возникновения денег; учить различать достоинство бумажных купюр, железных монет; выполнять простейшие математические операции, связанные деньгами.
Дисциплина «Килограмм»
28. Килограмм Познакомить с новой единицей массы – килограмм;
создать условия для расширения и углубления знаний детей о единицах массы; развивать умение анализировать, систематизировать, обобщать.
Дисциплина «Сравнение чисел. Решение задач. Геометрические фигуры»
29. Сравнение чисел. Решение задач. Геометрические фигуры Учить понимать поставленную задачу и выполнять ее самостоятельно, закреплять умение составлять арифметические задачи по рисунку, записывать решение задачи, продолжать учить детей решать примеры, складывать и вычитать в пределах 10, формировать навык самоконтроля, формировать умение сравнивать числа и пользоваться знаками <, >; знать геометрические фигуры, развивать логическое мышление, внимание, сосредоточенность, память.
Дисциплина «Закрепление знаний»
30. Закрепление знаний Проверить прочность сформированных знаний, умений и навыков: количественного и порядкового счета в пределах 10, соотнесения количества предметов с цифрой, состава чисел первого десятка на наглядной основе, умения на наглядной основе составлять и решать задачи на сложение и вычитание; при решении задач пользоваться знаками действий и цифр; умения ориентироваться на листе бумаги, выявить и обобщить результаты произвольности психических функций, навыков саморегуляции и самоконтроля, развития мелкой моторики и сформированности графо-моторных координаций, развития мышления.
Дисциплина «Повторение пройденного»
31. Повторение пройденного Обобщить знания и закрепить умения детей по пройденному материалу: решать примеры, составлять задачи, умение сравнивать числа, называть последующее и предыдущее число, находить пропущенную цифру; уточнить представления детей о геометрических понятиях (точка, линии: прямой, кривой, замкнутой, вертикальной, горизонтальной, наклонной; ломанной; отрезок, луч, точка пересечения, углы: прямой, острый, развернутый).
4. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
4.1. Требования к уровню подготовки поступающего на обучение
Программа рассчитана на обучающихся дошкольного возраста, 6-7 лет. Без предъявления требований к уровню образования.
4.2. Форма обучения – очная.
4.3. Режим занятий и организация учебного процесса
Учебная нагрузка в неделю составляет 2 академических часа, включая все виды учебной работы обучающегося.
В группе – не более 8 детей.
Форма организации – групповая.
Выбор методов обучения для каждого занятия определяется педагогом в соответствии с составом и уровнем подготовленности обучающихся, степенью сложности излагаемого материала, технических средств обучения.
Теоретические занятия проводятся с целью изучения нового учебного материала. Изложение материала необходимо вести в форме, доступной для понимания обучающихся. В ходе занятий педагог обязан соотносить новый материал с ранее изученным, соблюдать логическую последовательность изложения.
Практические занятия проводятся с целью закрепления теоретических знаний и выработки у обучающихся основных умений и навыков работы в ситуациях, максимально имитирующих реальные процессы.
4.4. Материально-технические условия реализации программы
Наименование специализированных аудиторий, кабинетов Оборудование, инвентарь, программное обеспечение
Кабинет
• Столы учебные – 4 шт. (детские)
• Стулья – 8 шт.
• Стол для педагога дополнительного образования – 1 шт.
• Стул для педагога дополнительного образования – 1 шт.
• Магнитно-маркерная – 1 шт.
• Шкаф для дидактических материалов – 1 шт.
• Цветные карандаши 12 цветов,8 наборов.
• Простые карандаши 8 шт.
• Ластики 6шт, точилки 8 шт, фломастеры 8 наборов, линейки 6шт.
• Маркеры.
• Пластилин, картон.
• Рабочие листы для учеников.
• Ноутбук 1шт.
• Принтер черно-белый 1шт.
• Методические материалы.
• Песочные часы 1шт.
• Ортпедические коврики 1 набор,
• Балансиры- 8 шт
• Мячи массажные су-джок.
• Кубики со слогами
• Кубики с буквами
• Кубики Чаплыгина
• Наборы букв
• Наборы слогов
• Наборы карточек для чтения
• Настольно-печатные обучающие игры для обучении грамоте
• Картинки по темам (тематические наборы)
• Наборы «Составь рассказ»
• Настольно-печатные обучающие игры для развития речи
Музыкальные инструменты
• счетные палочки
• счеты,
• наборы цифр,
• настольно печатные игры по математике
• счетные наборы
• модели часов со стрелками
• природный материал (камушки, шишки, ракушки, каштаны, орехи и др)
• пирамидки,
• танграм
• палочки Кюизенера
• блоки Дьенеша
• чашечки, пипетки
• весы счетные
• линейки
• счетный материал
4.5. Требования к кадровым условиям реализации программы
Согласно профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021 № 652н) к педагогу дополнительного образования предъявляются следующие требования к образованию и обучению:
Высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп специальностей и направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки»
или
Высшее образование либо среднее профессиональное образование в рамках иных укрупненных групп специальностей и направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования при условии его соответствия дополнительным общеразвивающим программам, дополнительным предпрофессиональным программам, реализуемым организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и получение при необходимости после трудоустройства дополнительного профессионального образования педагогической направленности
или
Успешное прохождение обучающимися промежуточной аттестации не менее чем за два года обучения по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим направленности дополнительных общеобразовательных программ.
Требования к опыту практической работы: не менее двух лет в должности педагога дополнительного образования, иной должности педагогического работника - для старшего педагога дополнительного образования.
Особые условия допуска к работе:
- отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации;
- прохождение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров.
4.6. Учебно-методическое обеспечение программы
1. Безруких М.М. Ступеньки к школе: книга для педагогов и родителей. – М.: Дрофа, 2010. – 128 с.
2. Колесникова Е.В. Развитие звукобуквенного анализа у детей 5-6 лет. Учебно-методическте пособие к рабочей тетради от А до Я- М.: Ювента, 2014. – 80 с.
3. Колесникова Е. В. От звука к букве. Формирование аналитико-синтетической активности - М.: Ювента, 2017. – 64 с.
4. Колесникова Е.В. Программа «От звука к букве». Обучение грамоте детей дошкольного возраста. – М.: Ювента, 2017. – 48 с.
5. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. Практикум для психологов и логопедов – М., 2000. – 64 с.
6. Костылева Н.Ю. 200 занимательных упражнений с буквами и звуками – АСТ, 2017. – 112 с.
7. Чистякова О.В. Обучение грамоте. Учебное пособие для будущих первоклассников, их родителей и педагогов – Литера, 2017. – 160 с.
8. Медеева И.Г. Буква к букве. Прописи. Учимся писать печатными буквами. Часть 1.2 – Адонис, 2017. – 16 с.
9. Мëдов В.М. Осваиваем грамоту: рабочая тетрадь для занятий с детьми 6-7 лет – М.: ВАКО, 2017. – 32 с.
10. Нищеева Н.В. Развитие фонематических процессов и навыков зукового анализа и синтеза у старших дошкольников. Рабочая тетрадь. – СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВА «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017ю – 64 с.
11. Узорова О.В., Нефедова Е.А. 1000 упражнений для подготовки к школе – АСТ, 2013. – 416 с.
12. Шклярова Т.В. Как научить вашего ребенка делать фонетический разбор слова. Пособие для детей, их родителей и учителя начальных классов. Издание для дополнительного образования. Серия «Как научить Вашего ребенка…» М.: «Грамотей», 48 с.
13. Гоголева Н.А., Цыбирева Л.В. Я учу звуки и буквы. Рабочая тетрадь для детей 5-7 - Сфера, 2017.- 64 с.
5. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Текущий контроль успеваемости проводится с целью получения оперативной информации о качестве усвоения обучающимися учебного материала, управления учебным процессом и совершенствования методики проведения занятий.
Форма текущего контроля – педагогическое наблюдение на занятии.
Текущий контроль носит без оценочный характер.
Промежуточная и итоговая диагностика результативности освоения программного содержания программы в форме аттестации обучающихся не проводится.
Диагностика результативности отслеживается педагогом в течение всего периода обучения непосредственно в ходе учебного процесса (занятий).
6. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Информационно-методические материалы для педагогического работника
1. Обучение чтению. Речь человека. Звук и буква А, О, У
Цель: дать общее понятие о речи человека, формирование положительной мотивации к познавательной деятельности. Формирование графических навыков. Повторение и письмо букв А, О, У.
Материал: ёжик, кошка, собачка, рабочий лист 6.1.1. Карточки с буквами А, О, У. Карандаши.
- Тут-тук-тук! Ой, ребята, кто это к нам идёт? (показываем детям ёжика)
- Ёжик, а зачем ты к нам пришел?
- Шу-шу-шу, фыр-фыр-фыр!!!
- Ребята, вы что-нибудь поняли, что ёжик сказал?
- Ежик, повтори еще раз.
- Шу-шу-шу, фыр-фыр-фыр!!!
- Ничего не ясно.
-Мяу,мяу,мяу.
Ой, кто это к нам пришел? (педагог достает из-под стола кошку)
- Гав, гав, гав.
Ой, кто это к нам еще идет? (педагог достает из-под стола собачку)
- Ребята, вы поняли, что сказали нам звери? (нет) И я не поняла.
- А меня вы понимаете? (да). Пойдемте, поиграем на ковре.
- Давайте попрыгаем, потопаем, похлопаем. Вы меня понимаете, потому что у нас с вами есть человеческая речь, с помощью нее мы с вами общаемся.
Педагог просит детей по очереди назвать какое-либо действие. Дети называют и выполняют его вместе с педагогом (потанцуем, покрутимся и т.д.).
- Вы говорите и все вас тоже понимают. А зачем нам нужна речь? Чтобы общаться. А как быть, если люди далеко друг от друга? Можно написать письмо. Письмо это тоже речь, которую мы записываем с помощью букв. Мы с вами научимся грамотно владеть своей речью: правильно говорить, писать слова и предложения, а также читать!
- Послушайте слова, которые я вам сейчас скажу: АИСТ, АЗБУКА, АРКА. С какого звука начинаются все эти слова? Правильно, со звука А.
- А это буква, которая обозначает звук А. (Педагог показывает карточку с буквой А). Обведите букву пальчиком. Нарисуйте пальчиком на столе. Нарисуйте вместе со мной в воздухе.
- Теперь послушайте следующие слова и назовите первый звук: ОБЛАКО, ОСЛИК, ОСЫ.
- Какой звук услышали? Звук О. А это буква О, которая обозначает звук О на письме. (Педагог показывает карточку с буквой О). На что похожа эта буква?
- Обведите букву пальчиком. Нарисуйте на столе. Нарисуйте в воздухе.
- Сегодня вспомним ещё один звук и букву. Послушайте слова и выделите первый звук: УМ, УТКА, УСЫ.
- Какой звук услышали? Это звук У. А это буква У, которая обозначает звук У на письме. (Педагог показывает карточку с буквой У).
- Обведите букву У пальчиком. Нарисуйте на столе. Нарисуйте в воздухе.
- А теперь мы все эти буквы напишем!
Дети в рабочих листах обводят буквы А О У. Педагог следим, чтобы дети двигались слева направо и сверху вниз, не пропуская букв в строчках.
2. Математика «Равенство и неравенство»
Цель: формировать умение понимать количественные отношения между числами в пределах 10, записывать их при помощи знаков «равно» и «неравно».
Материалы: миска с 5 яблоками и 5 морковками на каждого ребенка (либо деревянными, либо вырезанными из картона), знаки = и , по 2 тарелки на каждого ребенка. Зайчик - игрушка.
1. -Давайте поможем зайчику собрать урожай.
-Положите на одну тарелку 1 яблоко, а на другую 1 морковку. Сколько яблок? Сколько морковок? (По одному). Значит яблок и морковок поровну.
- Для того, чтобы показать, что количество предметов одинаково, используется знак «равно».
Педагог показывает знак детям.
Положите этот знак между тарелочками.
-Получилось один равно одному.
-Положите на тарелочку к яблоку еще одно яблоко. Можно ли оставить знак равно? (Нет)
-Почему? (Два неравно одному).
- Правильно. Для того, чтобы показать, что количество предметов не равно друг другу, используется знак «неравно».
Педагог показывает соответствующий знак.
- Чем отличаются знаки «равно» и «неравно» друг от друга?
-Давайте между тарелочками сейчас положим знак неравенства.
-Получилось два неравно одному.
-Положите на тарелку еще одну морковку. Какой знак нужно поставить? (Равенства)
Дети самостоятельно читают запись.
- А теперь сами положите морковки и яблоки на тарелки и поставьте нужный знак между ними, прочитайте запись.
2. Педагог выдаёт рабочий лист.
- Посмотрите на задание с морковками. Поставьте между морковками знак равенства или неравенства.
3. Подвижная игра. Дни недели
Дети становятся в круг.
В понедельник я купался, (изображаем плавание)
А во вторник — рисовал. (Изображаем рисование.)
В среду долго умывался, (умываемся.)
А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.)
В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем.)
Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.)
А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши.)
Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)
4. Массажная пауза. Мой мизинчик, где ты был?
Одеваем и снимаем пружинное колечко на все пальчики по очереди.
Мой мизинчик, где ты был?
С безымянным – щи варил,
А со средним – кашу ел,
С указательным запел.
А большой меня встречал
И конфетой угощал,
Правый же большой плясал
И на танец приглашал.
Указательный на правой
Вел в поход нас всей оравой.
Средний брат несет рюкзак,
Безымянный ходит так.
А мизинец стал играть,
Братьев слушать приглашать.
Хлопаем в ладоши под ритм стихотворения
Раз – два – три – четыре - пять!
5. Подвижная игра. Зарядка – разминка
Дети встают в круг.
Для начала мы с тобой
Крутим только головой. (Медленные вращения головой)
Корпусом вращаем тоже. (повороты вправо – влево)
Это мы, конечно, можем.
А теперь мы приседаем. (Приседаем)
Мы прекрасно понимаем –
Нужно ножки укреплять,
Раз, два, три, четыре, пять!
Напоследок потянулись
Вверх и в стороны. (Потягивания)
Прогнулись. (Наклоняемся вперёд)
6. Пальчиковая гимнастика. Зверята
Дружат добрые зверята (пальцы рук соединяются в «замок»).
Дружат малые зайчата (ритмичное касание мизинцев обеих рук).
Дружат в озере бобры, (ритмичное касание безымянных пальцев обеих рук).
Дружат в небе комары, (ритмичное касание средних пальцев обеих рук).
Дружат милые ежата, (ритмичное касание указательных пальцев обеих рук).
Дружат даже медвежата (ритмичное касание больших пальцев обеих рук).
Вот как разыгрались, По лесу разбежались!
(руки опустить, потрясти кистями)
7. Подготовка руки к письму. Волнистые линии. Грядки
Цель: развитие графо-моторных функций.
Материал: рабочий лист, карандаши.
-Помогите сделать зайке грядки!